Началом биографии Саяно-Шушенского гидроэнергокомплекса можно считать 4 ноября 1961 года, когда первый отряд изыскателей института «Ленгидропроект» во главе с опытнейшим изыскателем Петром Васильевичем Ерашовым прибыл в горняцкий поселок Майна. Первый гидроагрегат был введен в строй 18 декабря 1978 года, последний, десятый – 25 декабря 1985 года.
История Саяно-Шушенской ГЭС тесно связана с историей нашего филиала. Валентин Иванович Брызгалов - доктор технических наук, вице-президент Российского научно-технического общества энергетиков и электротехников, а также основатель Саяно-Шушенского филиала Сибирского федерального университета, в июле 1977 года был назначен генеральным директором строящегося Саяно-Шушенского гидроэнергетического комплекса. Под его руководством в сложных климатических условиях Сибири были построены уникальные инженерные сооружения, смонтировано сверхмощное энергетическое оборудование, обеспечен ввод мощностей электростанций в кратчайшие сроки. За годы работы Валентин Иванович внес неоценимый вклад в развитие энергетики Сибири и всей России. Он был одним из инициаторов разработки комплексного использования энергетического каскада р. Енисея.
Руководство Филиала ОАО «РусГидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» ежегодно принимает на работу десятки выпускников Саяно-Шушенского филиала СФУ. Сразу после трудоустройства ребята приступают к выполнению своих обязанностей в различных подразделениях станции - производственно-технической службе, службе эксплуатации, службе технологических систем управления, службе подготовки сопровождения ремонтов, технического перевооружения и реконструкции.
Конструкция плотины Саяно-Шушенской ГЭС уникальна – это самая высокая и самая длинная арочно-гравитационная плотина в мире – 242 метра в высоту и 1 074 метра в длину. Для сравнения, почти такую же высоту имеет главное здание МГУ (240 метров), а пирамида Хеопса почти в два раза ниже (139 метра). Чтобы построить такую плотину, было уложено 9 миллионов кубометров бетона общим весом 20 миллионов тонн – этого количества достаточно для строительства автодороги от Москвы до Владивостока.
Пресс-служба СШФ СФУ, 18 декабря 2023 г.